НАЗНАЧЕНИЕ ЗАКОНА БОЖЬЕГО
Закон Божий состоит из двух фундаментальных разделов: обвинение и оправдание. Полная версия Закона Божьего изложена в книге Левит. Та часть Закона, которая определяет процесс обвинения и оправдания, подробно описана в Лев.4-6 гл. Функцию обвинения взяли на себя заповеди Господни, оправдание же за нарушение заповедей происходило по завершении жертвоприношения. Вот краткое изложение Закона Божьего: «И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым: если какая душасогрешит по ошибке против каких-либо заповедей Господних и сделает что-нибудь, чего не должно делать… и виновен будет, то, когда узнан будет им грех, которым он согрешил, пусть приведет он в жертву… за грех свой, которым он согрешил…и возложит руку свою на голову жертвы за грех, и заколет ее в жертву за грех … и так очистит его священник, и прощено будет ему», Лев.4 гл.
Сравните: «…пристали к братьям своим, к почетнейшим из них, и вступили в обязательство с клятвою и проклятием -
поступать по закону Божию, который дан рукою Моисея, раба Божия, и соблюдать и исполнять все заповеди Господа Бога нашего, и уставы Его и предписания Его…», (Неем.10:29).
«…как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных..., (Лев.5:7).». (Лук.2:23-25)
Назначение Закона Божьего:
1.Осудить грех во плоти.
2.Способствовать осознанию силы греха.
3.Восстановить разрушенные грехом отношения между человеком и Богом.
4.Представить находящегося под законом человека праведным в глазах Бога.
Почему Закон оказался бессилен выполнить возложенные на него задачи?
1)Осудить грех во плоти - эта цель была достигнута последним жертвоприношением. Иисус, Сын Божий, взяв на Себя весь грех мира, был принесен в жертву в соответствии с требованием Закона о наказании смертью за грех. Закон более не видел греха в человеке, ибо за все грехи была принесена Жертва, полностью удовлетворившая Закон. На Голгофе было навсегда покончено с грехом. Князь мира сего, сатана, был осужден, грех был запечатан, беззакония заглажены. Именно об этом событии говорится в книге Даниила 9:24-27: «Семьдесят седьмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление запечатаны были грехи и заглажены беззакония …, и по истечении шестидесяти двух седьминпредан будет смерти Христос..., а в половине седьмины прекратится жертва и приношение…».
«Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной [в жертву] за грех иосудил грех во плоти» (Рим.8:3)
2) Способствовать осознанию силы греха. Павел называл осознание силы греха познанием греха. Жало же смерти грех, а сила греха Закон, - так говорил Апостол Павел в Послании к Римлянам. Как же можно было осознать эту самую силу греха? Когда человек, читая заповеди в Законе, понимал, что он согрешил, это не всегда приводило его к покаянию. Ну, нарушил, ну и что, это же такая мелочь по сравнению с тем, что делают другие! Но оказавшийся под властью закона, человек обязан был принести жертву даже за самое незначительное нарушение заповедей. Прежде всего, это банальная стоимость животного, приносимого в жертву, прибавьте к этому чувство, когда человек возложив руки на голову невинной жертвы, перекладывал свою вину на неё, затем ему приходилось перерезать горло несчастному животному… Человек, который делает это впервые, не может остаться равнодушным и спокойным. Вместе с проведенным обрядом приходило осознание того, что тот самый грех, который человек считал столь незначительным, оказался не таким уж безобидным. Была пролита кровь невинного животного и это привело его к смерти. Если же глазами веры человек мог увидеть умирающего за этот грех Иисуса Христа, то, я думаю, он вполне осознавал силу греха и силу Закона, имеющего власть убить Сына Божьего. Само по себе прочтение в заповедях фразы «не желай», или какой либо другой не могло привести человека к познанию греха и его страшной силы. Для этого нужен был закон. Заповедями узнается грех, а законом грех познается.
3)Восстановить разрушенные грехом отношения между человеком и Богом – Эта задача выполнялась благодаря обетованию «прощено будет», данному человеку после приношения жертвы за грех. Чувство вины, гнетущее человека снималось с души, и человек уходил от жертвенника в полной уверенности, что отношения с Богом восстановлены. Каждый из нас, кому довелось пережить подобное, знает какое облегчение наступает после того, когда осознаешь, что ты прощен, и доверие к тебе полностью восстановлено.
4) Представить находящегося под законом человека праведным в глазах Бога. Данная задача выполнялась при условии, если человек СТАРАЛСЯ исполнять заповеди, данные Богом. Вот как об этом сказано в законе Моисеевом: «… и в сем будет наша праведность, если мы будем старатьсяисполнять все сии заповеди пред лицем Господа, Бога нашего, как Он заповедал нам". (Втор.6:25) Зная слабость человека перед соблазном греха, Господь не давал условия безукоризненно исполнить все до единой заповеди, а засчитывал в праведность старание, с которым человек стремился жить в соответствии с заповедями, и когда человек нарушал какие-либо заповеди, на одеждах его (человеческой) праведности появлялись пятна. Исайя говорит о таком состоянии следующее: «Все мы сделались - как нечистый, и вся праведность наша - как запачканная одежда» (Ис.64:6)
И вот в этой ситуации Закон Божий предлагал человеку выход, принести жертву за содеянный грех и уйти очищенным: «…и так очистит его священник, и прощено будет ему». Таким образом, если бы человек смог принести жертвы за Все свои грехи, он смог бы предстать перед Богом в полном совершенстве, и не нуждался бы для этого в благодати Иисуса Христа. Иначе говоря, оправдание достигалось бы без участия Сына Божьего. Павел подтвердил этот вывод следующими словами: «Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им.», Рим.10:5.
К сожалению, человек не мог исполнить Закон, принеся жертвы за ВСЕ свои грехи. Человек признавал себя виновным в случае совершения относительно тяжких преступлений, но совершенно отказывался каяться в мелочах, оправдывая себя сложившимися, по его мнению, обстоятельствами, перекладывая вину на кого угодно, только не на себя.
Таким образом, Закон «ослабленный плотью», не мог выполнить возложенную на него задачу - обеспечить человека праведностью, а человек оказывался в рабстве у Закона, оставаясь постоянным его должником. Причина слабости Закона оказалась не в слабости самого Закона, а в склонности грешного человека к самооправданию.
Пришло время принесения Жертвы, способной очистить всех подзаконных от их грехов. Сын Божий, добровольно взяв ВСЕ грехи на Себя, оказался достаточной Жертвой, удовлетворившей Закон. Сбылось пророчество, данное Даниилу, грех был запечатан, беззакония изглажены! Эра жертвоприношений за совершенный грех закончилась, человеку больше не нужно было оправдываться перед Богом исполнением Закона! С этого момента человек получал оправдание даром, по благодати через веру в Иисуса Христа! Верующий оправдывался перед Богом в одеждах Христовой праведности, и на этой одежде совершенно не было пятен «Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых», (Евр.10:14).
Отныне обрести праведность могли не только Иудеи, у которых и для которых был Закон, но и любой верующий человек не зависимо от национальности. «Но во Христе ведь уже достигнута цель, что была Законом указана, так что обрести праведность теперь может каждый, кто верует в Него»Рим.10:4*
Самошин В.А. 2016г.
* Новый Завет в современном русском переводе под редакцией доктора богословия М.П. Кулакова. 2002